Москва


Новости

12 сентября

Владимир Сунгоркин: «Комсомольскую правду» первыми читают дальневосточники»


Главный редактор, генеральный директор газеты напомнил самые яркие страницы ее более чем 90-летней истории.
Владимир Николаевич, мы вот полистали наши старые газетные подшивки Дальний Восток и Сибирь в «Комсомольской правде» – всегда на первых полосах.

– Да, это правда.

Главная тема! С одной стороны – на то были предначертания партии и правительства, как тогда говорили А потом – журналисты-дальневосточники всегда оказывались в «Комсомолке» у руля, и всегда – первыми перьями.

– А все потому, что тема Дальнего Востока – она во все времена была не только очень важной, но и выигрышной.

«ОРДЕН ЛЕНИНА № 1 – ЗА ПЕРВУЮ ПЯТИЛЕТКУ»

– «Комсомольская правда» 1920-х больше похожа не на центральную газету, а на местную


– По адресам? По подбору материалов?

Ну конечно – ликбез, избы-читальни

– И очень хорошо!

субботники, борьба с нищетой, с беспризорностью.

– «Комсомолка» и сейчас – газета «местная» и – дальневосточная. В том смысле, что во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске наша ежедневка выпускается из местного материала. (У «КП» там и свои сайты, и свои радиоволны.)

То есть эти традиции оттуда? Из 1920-х?

– Да.

Кстати, а ведь именно наша «Комсомолка» была награждена орденом Ленина № 1 – 23 мая 1930 года.

– За организацию социалистического соревнования молодежных коллективов в годы первой пятилетки и в связи с пятилетием выхода первого номера «КП». В том числе и за Дальний Восток.

***

«ОТКРЫЛИ КАРАЦУПУ, ПРИЗВАЛИ ХЕТАГУРОВОК»

– Именно этот орден мы видим на наших первых газетных полосах в тех номерах, где, к примеру, впервые рассказываем о легендарном Карацупе


– Первый материал об этом знаменитом следопыте, который охранял границу на Дальнем Востоке, появился у нас 24 марта 1936-го. Автор репортажа – он называется «140 задержаний» – наш легендарный журналист Евгений Рябчиков. И фото есть – героический пограничник и его верный пес Индус. Потом уже были другие издания и жанры – книги, фильмы, песни



Знаменитый репортаж Евгения Рябчикова о героическом пограничнике с Дальнего Востока Никите Карацепе.

А вот, видите, еще газетная полоса – начало движения хетагуровок.

– Тоже наша – как бы сейчас сказали, «газетная акция». 5 февраля 1937-го у нас в «Комсомолке» вышло письмо жены офицера Валентины Хетагуровой: «Приезжайте к нам на Дальний Восток!» Потом уже родилось уникальное женское движение

Кстати, я вот думаю – почему это приживалось тогда, прижилось? Все, что было связано с этим регионом, – просто красиво. Романтично! «Комсомолка» была газетой для молодежи, для комсомольцев.



В 1932 году на берегу Амура, у села Пермского, высадились молодые люди, которым предстояло построить город юности – Комсомольск. Среди шести тысяч приехавших была 17-летняя комсомолка Валентина Зарубина.

А потом за всеми этими материалами – не только героическая история освоения. Страна одновременно решала проблему геополитическую. Именно здесь, на Дальнем Востоке, у нас был мощный противник – Япония. (Потом появилась проблема Китая, которой, слава богу, сейчас нет.) Поэтому начиная с 20-х годов и кончая 70-ми стояла задача сделать из Дальнего Востока форпост державы. Если хотите, в основе этого было так называемое оборонное сознание.



А это – то самое знаменитое письмо, положившее начало движению хетагуровок.

«ПОЛМИЛЛИОНА КИЛОМЕТРОВ ПО БАМУ»

– А почему на Дальний Восток всегда переселяли молодежь? И почему – «Комсомолка? Потому что молодежь легка на подъем?


– И газета тоже.

Ага В 70-е по БАМу, постукивая колесами, «пробовал рельсы» поезд «Комсомольская правда». В июне 1976-го 22-летний журналист Владимир Сунгоркин был направлен корреспондентом на БАМ

– Было дело.

Сейчас это кажется невероятным, но поезд – тезка нашей газеты колесил по БАМу 15 лет, намотал говорят – полмиллиона километров!

– Если бы только БАМ. На Дальнем Востоке были и другие ударные стройки, которые «Комсомольская правда» поддерживала Билибино, Чукотский автономный округ – атомная электростанция. Она, кстати, носит имя «Комсомольской правды». Южно-Якутский угольный комплекс – город Нерюнгри. Там одна из улиц по-прежнему носит имя «Комсомольской правды». Кстати, уже позже благодаря нашей экспедиции один из небольших островов Курильской гряды назван островом Василий Песков.

В числе ударных строек, которыми мы много занимались в начале 70-х, – паромная переправа Ванино – Холмск, она соединила остров Сахалин с материком.



Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда» за пятнадцать лет проехал 500 тысяч километров.

БИЛЕТ НА УДАРНУЮ – ДЕЙСТВИТЕЛЕН!

– А ведь и нынешние дальневосточные стройки по своему масштабу не уступают БАМу


– Конечно. В совершенно глухой тайге строится сейчас железная дорога на Эльгинское угольное месторождение – очень серьезное, такого же масштаба, как Южно-Якутский угольный разрез в Нерюнгри. Оно нацелено на экспорт угля. Там возводится дорога протяженностью более 200 километров. Совершенно бамовские условия, бамовцы и строят Как только уголь начнут поставлять, это увеличит значение и пропускную способность знаменитого Ванинского порта.

В общем, такие серьезные вещи, которые уже заметно оживляют ландшафт Дальнего Востока. Это рабочие места, деньги, социалка – все придет благодаря Южно-Якутскому угольному месторождению «Эльга», оно тоже начиналось еще в годы БАМа и благодаря БАМу возникло, потому что это ветка от БАМа.

А может, снова снарядить «Комсомольскую правду» на Дальний Восток? Я имею в виду – поезд.

– Думаю, не стоит. Сейчас другие ресурсы (о них я говорил в самом начале). Хотя некоторые формы и сегодня могли бы пригодиться. Например, мы печатали в 70–80-е годы купон в газете «Билет на ударную». Такая мини-анкетка.



Агитпоезд «Комсомольская правда» в якутском поселке Золотинка. 1970-е.

Чем ты мог бы быть там интересен, полезен, твое общественное лицо? И мы получали мешками такие заявки. Потом кадровики

ГлавБАМстроя определяли – каких специалистов и сколько им нужно И вот так формировали ударные отряды – «Московский комсомолец», «Рязанский комсомолец», до «Туркменского комсомольца» включительно

Ну давайте предложим.

– Считай, что уже предложили.

* * *

В советские времена дальневосточники же были самыми первыми нашими читателями.

– Да, мы газету вечером в Москве подписывали – и это не только в советские времена, отправляли потом фототелеграфом в разные города, где ее печатали. Жители Владивостока, Хабаровска просыпались утром – а у них и в почтовых ящиках, и в киосках – свежая «Комсомолка». Кстати, хороший образ мы вспомнили. «Комсомольская правда» и сейчас встречает свое утро на Дальнем Востоке…



Для романтиков Дальний Восток – это прежде всего море, огромный океан, в целом – место, где можно найти себя. На фото 1968 года – порт Владивостока, где грузчиками, матросами работали комсомольцы, приехавшие сюда со всего Советского Союза.

НАША СПРАВКА

Владимир Сунгоркин


Родился в 1954 году в Хабаровске. Окончил факультет журналистики Дальневосточного государственного университета (1976). 1976–1981 гг. – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в зоне строительства БАМа, затем собкор по Хабаровскому краю и Магаданской области. 1981–1985 гг. – собкор газеты «Советская Россия» по Приморскому краю и Сахалинской области. В 1985 г. вернулся на работу в «КП». С 1997 г. – главный редактор, с 2002 г. – главный редактор, генеральный директор АО «ИД "Комсомольская правда"». Награжден медалями и орденами. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).

Выражаем благодарность Татьяне Адабаш и Людмиле Семиной за помощь в подготовке этого материала.

Александр Гамов

Источник

Оставить отзыв



Имя:
E-mail:
Отзыв:
Введите код: 

премодерация включена.
поля Имя и Отзыв обязательны.
Ограничение на размер сообщения: 4000 знаков.
Если выскакивает ошибка "неверный код", попробуйте обновить эту страницу

© АО ИД <Комсомольская правда>, 2008

Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя,
а иное использование — без ссылки на правообладателя.

Редактор сайта Фалеева Валентина