Москва


Новости

3 апреля

До и после конца света: 7 трендов 2013 года в медиа и хай-теке


Для медиасообщества – что в России, что за ее рубежами – 2012 год был интересным, но не особо радостным. Отчетливо можно выделить следующие тенденции.

1.МОБИЛЬНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ продолжится. Доля смартфонов продолжает расти на всех рынках мира, даже там, где можно подозревать насыщение (США и Япония). Вместе со смартфонами в нашей жизни становится все больше и больше экранов: удивительным образом увеличение количества мобильных устройств ведет и к росту количества других дисплеев – от телевизионных и компьютерных до дисплеев в автомобилях, на холодильниках и все более неожиданных девайсах, среди которых легко могут оказаться и кроссовки, и посуда, и столы, и стены, и потолки.

2.РАСТУЩИЙ МИР ПРИЛОЖЕНИЙ для мобильных коммуникационных устройств будет расти и дальше – причем как за счет контента, так и за счет сервисов. Наибольший рост – по крайней мере так представляется сегодня – будет в области геоинформации (новости с привязкой к местоположению, дополненная реальность с соответствующим содержанием, а также сервисы на основе этой информации). Скорее всего, именно в этом разделе AppStore или GooglePlay будут предприняты самые заметные атаки на традиционные СМИ. На развитых региональных рынках, таких как московский, доля проникновения смартфонов сравнима с долей людей, покупающих прессу в бумажной форме (около 25% общей аудитории). Соответственно, качественные и удобные приложения реально могут собирать значительные группы читателей/потребителей. Точно также вместе с приложениями будет расти мобильный поиск – и «Яндекс», и Google отмечают взрывной рост поисковых запросов с мобильных устройств. Более того, активно растет и предложение в совершенно новой области – мобильных поисковых API, которые позволяют находить не страницы в интернете, а физические объекты или услуги (пример – службы типа «Яндекс.Такси»).

3.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ и гибридные системы социальной активности в онлайне и офлайне не могут не стать трендом года – они проявились уже в 2012 году, и нет никаких оснований считать, что предложение будет сокращаться. Это не только «гражданские сети», но и, например, идеи вокруг благотворительности, волонтерства, коллективных акций и т.п. Точно так же будут развиваться и сети с более узкими специализациями, чем Facebook или «ВКонтакте»: образовательные типа Learnist или Academia.edu, визуальные типа Pinterest или Thinkbig, потребительские типа Foodspotting или TrendBrands.

4.FASTFOOD CONTENT – явно растущая и явно связанная с мобильным потреблением тенденция. Скорость потребления информации, количество ее самой и количество источников так выросли, что заметные группы предъявляют спрос на «совсем короткие новости» – но не в твиттер-форме, а в форме реферата на одно-два качественно выбранных предложения, сохраняющих и смысл, и стиль изложения источника. Целая группа стартапов (и дочерних компаний медиакомпаний) работают над сервисами, которые, используя алгоритмы искусственного интеллекта, будут «собирать» персональные СМИ непосредственно на вашем мобильном устройстве (учитывая и ваше местоположение, и обстоятельства – своего рода роботизированные ньюсрумы.

5. РАЗЛОМ РЕКЛАМНОГО РЫНКА уже несколько лет на повестке дня – ряд крупнейших рекламных холдингов уже более чем на 40% выручки зависит от своих digital-подразделений. Есть все основания считать, что за год рост цифровых рекламных рынков может увеличить эту долю выше половины выручки. Что происходит с компаниями, у которых «цифра» стала основным источником выручки – хорошо известно; они стремительно начинают избавляться от «аналога», который тянет бизнес вниз высокими расходами на материальное производство и склады. Применительно к рекламному миру этот разлом, скорее всего, означает сокращение традиционного полиграфического направления, перевод телевизионных медиабаинговых и медиаселлинговых подразделений из разряда «звезд» в разряд «коров» (то есть перенос на них обязанности по зарабатыванию прибыли – без надежд на новые идеи и технологии), с помещением в фокус подразделений digital и особенно mobile. То, что это происходит в США, – не указ российским дочкам и локальным компаниям, но это сейчас: «указания из штабов» последуют обязательно, и, скорее всего, не позднее следующего бюджетного цикла.

6. НЕ-СМЕРТЬ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ – эту мантру придется повторять день за днем; газеты и журналы не умирают, потому что на них как на товары и как на консервативный тип медиапотребления сохраняется спрос. Этот спрос – довольно странный и не очень здоровый в России. На десятки процентов выручки этот рынок поддерживается государственными инвестициями и консерватизмом рекламодателей (которым давно пора было бы попробовать другие каналы, но их начальники немолоды и принципиальные противники любых новаций). Вместе с тем, сколько бы с рынком печатных СМИ не боролась адская совместная армия «Почты России», компаний-дистрибуторов прессы и розничных сетей супермаркетов, газеты (в меньшей степени) и журналы (в большей) чувствуют себя несколько лучше. И, скорее всего, в наступающем году, который вряд ли будет сильно отличаться от текущего, это самочувствие не претерпит серьезных изменений. Стратегически издатели и даже некоторые редакторы смирились с давно обсуждаемым диагнозом – у бумажного носителя периодической прессы отмерен последний период жизни; прожить его, наверное, «нужно так, чтобы не было бессмысленно больно за бесцельно прожитые годы». Впрочем, особой надежды на содержательное обновление и отказ от порочных деловых практик я лично не питаю – «большой» и «качественной» журналистики на страницах газет и журналов, с их кастрированными в прямом и переносном смысле редакциями появиться не может. Ни денег нет, ни тестикул, ни куража (с чего бы последнему взяться после всего того, что с ними было). Если быть честным – а не взвешенным – аналитиком, надо просто признать, что подавляющее большинство российских печатных СМИ живут после профессиональной смерти их создателей.

7.«А ПОГОВОРИТЬ?» – великий мем из анекдота про искусственное осеменение коров имеет прямое отношение к российскому телевидению и его будущему в перспективе следующего года. Некоторое подобие дискуссии возвращается на экраны основных российских телеканалов – и, скорее всего, эта тенденция продолжится и усилится, поскольку чувствительные к TNS и начальственному слову начальники государственного вещания это самое «а поговорить?» чувствуют просто кожей. В рамках постмодернистской концепции никаких последствий это говорение иметь не будет. Но будет-будет вам Навальный в студии у Малахова, может быть, на новогоднюю ночь – 2014, но будет. Причина тому – не в ослабевании кремлевской медиахватки, а во все возрастающем разочаровании в способность что системной партии власти, что системной оппозиции сформулировать хоть какую-то повестку дня кроме идиотической (как в законе об иностранных агентах или ответе на «акт Магнитского»). Это скорее эстетическое, чем политическое разочарование – особенно видно, как подколбашивает «Первый канал», но и остальные никуда не денутся – TNS не даст. Больше сказать про системное телевидение нечего: дележка второго мультиплекса если и является важным событием, то только для тех, кто в ней участвует. А более никаких важных вех для голубого экрана не просматривается.


Оставить отзыв



Имя:
E-mail:
Отзыв:
Введите код: 

премодерация включена.
поля Имя и Отзыв обязательны.
Ограничение на размер сообщения: 4000 знаков.
Если выскакивает ошибка "неверный код", попробуйте обновить эту страницу

© АО ИД <Комсомольская правда>, 2008

Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя,
а иное использование — без ссылки на правообладателя.

Редактор сайта Фалеева Валентина