Новости
Реклама вернулась в печать. Возобновился рост выручки газет и журналов
Источник: Коммерсантъ
Рынок рекламы в центральной прессе опроверг пессимистические прогнозы, продемонстрировав в октябре почти 11-процентный прирост к уровню прошлого года, свидетельствуют данные Аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ). После сентябрьского падения объемы выручки росли у всех изданий, кроме рекламных.
В октябре 2011 года доходы прессы от рекламы составили 3,783 млрд руб. с НДС, или на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитал АЦВИ на основе мониторинга московских и федеральных газет, журналов и приложений к ним, осуществляемого TNS Media Intelligence. Эксперт отдела исследования прессы АЦВИ Александр Ефремов называет октябрьский прирост "невероятным": ситуация выправилась, несмотря на крайне пессимистические прогнозы.

В октябре значительное увеличение сборов показали почти все типы изданий, за исключением рекламных (потеряли 17%, до 416 млн руб. по итогам месяца), считает АЦВИ. Наибольший рост зафиксирован в сегменте ежедневных газет — на 27,9%, до 550 млн руб. Он не объясняется появлением предвыборной политической рекламы: ее объем в октябре оценивается лишь в 1 млн руб. по сравнению с практически нулевым уровнем годом ранее, а размещалась она лишь в одной ежедневной газете — "Московских новостях".
Доходы изданий центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
(Классификация изданий – АЦВИ)
Тип издания | 2010 | 2011 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Газеты ежедневные | 430 | 550 | +27.9% |
Газеты еженедельные | 369 | 412 | +11.6% |
Журналы ежемесячные | 1 397 | 1 580 | +13.1% |
Журналы еженедельные | 724 | 825 | +13.9% |
Рекламные издания | 501 | 416 | -17.0% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 3 421 | 3 783 | +10.6% |
Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence
Женские журналы прибавили 11,5%, до 817,1 млн руб., телегиды — 14,8%, до 369,7 млн руб., массовые еженедельные газеты — 9,6%, до 318,7 млн руб. В "Комсомольской правде", например, летом и в сентябре падение сборов составляло около 4% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, говорит гендиректор одноименного ИД Владимир Сунгоркин. После неожиданно резкого прироста в октябре пятничная "Комсомолка" и "Аргументы и факты" даже увеличили объем выпуска до рекордных для посткризисного периода 96 полос, отмечает он. Ежедневный выпуск "Комсомолки" при этом также увеличился — с 28-32 до 40 страниц. По словам господина Сунгоркина, октябрьские продажи были успешными и в регионах, где в среднем по итогам десяти месяцев года рекламные сборы выросли на 6-7%.
Доходы центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Ниша | 2010 | 2011 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Женские журналы | 733.1 | 817.1 | +11.5% |
ТВ-гиды | 322.2 | 369.7 | +14.8% |
Ежедневные газеты (Кач) | 274.4 | 366.5 | +33.5% |
Еженедельные газеты (Масс) | 290.8 | 318.7 | +9.6% |
Деловые и общ-полит. журналы | 189.9 | 212.1 | +11.7% |
Мужские журналы | 161.7 | 196.0 | +21.2% |
Автомобильные | 160.5 | 190.5 | +18.7% |
Кино и знаменитости | 143.5 | 164.3 | +14.4% |
Интерьер, загородный дом | 123.6 | 137.1 | +11.0% |
Трудоустройство | 109.4 | 126.4 | +15.6% |
Ежедневные газеты (Масс) | 104.7 | 120.6 | +15.2% |
Бесплатные издания | 147.7 | 114.5 | -22.5% |
Каталоги: строительство, интерьер | 109.0 | 101.0 | -7.4% |
Путеводители по развлечениям | 52.3 | 73.9 | +41.2% |
Автомобильные (рекламные) | 92.3 | 73.2 | -20.7% |
Семья, уход за ребенком | 52.6 | 57.9 | +10.1% |
Бесплатных объявлений | 81.9 | 54.6 | -33.3% |
Познавательные | 41.0 | 50.1 | +22.0% |
Компьютерные | 26.6 | 36.2 | +35.8% |
Бортовые журналы | 25.8 | 33.6 | +30.2% |
Здоровый образ жизни | 33.2 | 32.2 | -2.9% |
B2B | 28.1 | 25.7 | -8.6% |
Гастрономические | 24.8 | 23.1 | -6.7% |
Молодежные | 19.0 | 22.6 | +18.9% |
Электронная техника | 21.1 | 21.3 | +1.1% |
Еженедельные газеты (Кач) | 22.5 | 19.8 | -12.1% |
Туризм и путешествия | 20.8 | 14.4 | -30.8% |
Кроссворды и развлекательные | 6.2 | 6.3 | +1.5% |
Садоводство, цветоводство | 2.5 | 3.4 | +36.8% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 3 421 | 3 783 | +10.6% |
Наиболее резкий прирост среди товарных категорий был в октябре в рекламе мобильных телефонов — сразу на 185% до 27 млн руб, бытовой химии — на 86% до 21 млн. руб. и финансовых и страховых услуг — на 77% до 257 млн. руб. С другой стороны, бюджеты на рекламу в прессе услуг сотовой связи сократились на 28%, до 20 млн руб. Традиционно одна из крупнейших для прессы категорий "Парфюмерия и косметика" в октябре продолжила снижение, сократив бюджеты на 7,4% (в сентябре падение по категории составляло 16%, а в июне — более 20%), до 361 млн руб., и опустилась с первого на четвертое место среди товарных сегментов. На первое место вышла реклама одежды, обуви и аксессуаров, прибавившая 32,1% до 455 млн руб.
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Товарная категория | 2010 | 2011 | Динамика, % |
---|---|---|---|
Одежда, обувь, аксессуары | 345 | 455 | +32.1% |
Автомобили и аксессуары | 356 | 418 | +17.4% |
Медицина, лекарства, БАДы | 387 | 408 | +5.5% |
Парфюмерия и косметика | 389 | 361 | -7.4% |
Финансовые и страховые услуги | 145 | 257 | +77.1% |
Часы и ювелирные изделия | 110 | 130 | +18.1% |
СМИ и спецмероприятия | 100 | 129 | +28.9% |
Алкогольные напитки и пиво | 168 | 128 | -24.0% |
Мебель и предметы интерьера | 102 | 110 | +8.0% |
Продукты питания и напитки | 99 | 100 | 0.0% |
Компьютеры и оргтехника, софт | 67 | 87 | +30.7% |
Недвижимость | 73 | 81 | +10.5% |
Бытовая техника | 56 | 67 | +19.2% |
Строительные товары и услуги | 74 | 62 | -16.8% |
Табачные изделия | 53 | 61 | +15.4% |
Детские товары | 46 | 54 | +18.1% |
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника | 45 | 47 | +4.0% |
Туризм и отдых | 48 | 41 | -13.5% |
Мобильные телефоны | 10 | 27 | +185.0% |
Торговые организации | 41 | 25 | -38.5% |
Бытовая химия | 12 | 21 | +85.8% |
Услуги сотовой связи | 28 | 20 | -27.6% |
Спортивные товары | 9 | 17 | +81.3% |
Социальная реклама | 3 | 3 | +13.8% |
Политическая реклама | 0 | 1 | +289.0% |
Другое | 209 | 245 | +17.3% |
Classified | 448 | 429 | -4.3% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 3 421 | 3 783 | +10.6% |
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок рекламы в прессе за три квартала 2011 года достиг 28-28,2 млрд руб. за вычетом НДС, увеличившись на 7%. По итогам всего года прирост может составить около 11%, до 42,18 млрд руб., а в 2012 году рынок, возможно, прибавит еще 10%, до 46,398 млрд руб., прогнозировала в октябре ZenithOptimedia. В четвертом квартале 2011 года динамика рынка останется положительной, но может замедлиться в связи с ожиданием участниками рынка кризисных тенденций, которые, впрочем, пока не проявляются в экономических показателях, считает господин Филенков.
На прессу по итогам января—сентября приходилось 15,6-15,7% всего рекламного рынка в России, который в целом увеличился за этот период на 25%, до 179-180 млрд руб., сообщала АКАР. Кроме прессы помесячную динамику можно отследить еще в телерекламе. По оценке компании "Квенди Русмедиааудит", основанной на данных TNS, 40 крупнейших рекламодателей на телевидении в октябре сократили свои бюджеты на 1%, тогда как еще в августе и сентябре прирост составлял 33% и 30% соответственно.