Москва


Новости

24 ноября

Реклама вернулась в печать. Возобновился рост выручки газет и журналов


Источник: Коммерсантъ

Рынок рекламы в центральной прессе опроверг пессимистические прогнозы, продемонстрировав в октябре почти 11-процентный прирост к уровню прошлого года, свидетельствуют данные Аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ). После сентябрьского падения объемы выручки росли у всех изданий, кроме рекламных.
В октябре 2011 года доходы прессы от рекламы составили 3,783 млрд руб. с НДС, или на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитал АЦВИ на основе мониторинга московских и федеральных газет, журналов и приложений к ним, осуществляемого TNS Media Intelligence. Эксперт отдела исследования прессы АЦВИ Александр Ефремов называет октябрьский прирост "невероятным": ситуация выправилась, несмотря на крайне пессимистические прогнозы.

Стагнация рынка началась этим летом: объемы рекламы в прессе впервые с августа 2010 года начали показывать отрицательную динамику — минус 0,1% в июне и минус 7,3% в июле. В сентябре рынок продемонстрировал падение на 1,5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 3,038 млрд руб. Тогда из всех типов изданий ощутимый прирост на 14% показали лишь ежемесячные журналы, их доля в доходах всей прессы от рекламы увеличилась до 40%. Сегмент массовых еженедельных газет просел в сентябре сразу на 11%: важнейшая для него группа рекламодателей — "Медицина, лекарства, БАДы" — уменьшила бюджеты на 7%. С такой оценкой не согласен коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков: по его мнению, третий квартал, наоборот, демонстрировал стабильный прирост на 11-13% по всему рынку прессы.

В октябре значительное увеличение сборов показали почти все типы изданий, за исключением рекламных (потеряли 17%, до 416 млн руб. по итогам месяца), считает АЦВИ. Наибольший рост зафиксирован в сегменте ежедневных газет — на 27,9%, до 550 млн руб. Он не объясняется появлением предвыборной политической рекламы: ее объем в октябре оценивается лишь в 1 млн руб. по сравнению с практически нулевым уровнем годом ранее, а размещалась она лишь в одной ежедневной газете — "Московских новостях".

Доходы изданий центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
(Классификация изданий – АЦВИ)
Тип издания 2010 2011 Динамика, %
Газеты ежедневные                        430                          550   +27.9%
Газеты еженедельные                        369                          412   +11.6%
Журналы ежемесячные                    1 397                      1 580   +13.1%
Журналы еженедельные                        724                          825   +13.9%
Рекламные издания                        501                          416   -17.0%
Центральная пресса ВСЕГО:              3 421                3 783   +10.6%

Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence

Женские журналы прибавили 11,5%, до 817,1 млн руб., телегиды — 14,8%, до 369,7 млн руб., массовые еженедельные газеты — 9,6%, до 318,7 млн руб. В "Комсомольской правде", например, летом и в сентябре падение сборов составляло около 4% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, говорит гендиректор одноименного ИД Владимир Сунгоркин. После неожиданно резкого прироста в октябре пятничная "Комсомолка" и "Аргументы и факты" даже увеличили объем выпуска до рекордных для посткризисного периода 96 полос, отмечает он. Ежедневный выпуск "Комсомолки" при этом также увеличился — с 28-32 до 40 страниц. По словам господина Сунгоркина, октябрьские продажи были успешными и в регионах, где в среднем по итогам десяти месяцев года рекламные сборы выросли на 6-7%.

Доходы центральной прессы от рекламы в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Ниша 2010 2011 Динамика, %
Женские журналы                    733.1                      817.1   +11.5%
ТВ-гиды                    322.2                      369.7   +14.8%
Ежедневные газеты (Кач)                    274.4                      366.5   +33.5%
Еженедельные газеты (Масс)                    290.8                      318.7   +9.6%
Деловые и общ-полит. журналы                    189.9                      212.1   +11.7%
Мужские журналы                    161.7                      196.0   +21.2%
Автомобильные                    160.5                      190.5   +18.7%
Кино и знаменитости                    143.5                      164.3   +14.4%
Интерьер, загородный дом                    123.6                      137.1   +11.0%
Трудоустройство                    109.4                      126.4   +15.6%
Ежедневные газеты (Масс)                    104.7                      120.6   +15.2%
Бесплатные издания                    147.7                      114.5   -22.5%
Каталоги: строительство, интерьер                    109.0                      101.0   -7.4%
Путеводители по развлечениям                      52.3                        73.9   +41.2%
Автомобильные (рекламные)                      92.3                        73.2   -20.7%
Семья, уход за ребенком                      52.6                        57.9   +10.1%
Бесплатных объявлений                      81.9                        54.6   -33.3%
Познавательные                      41.0                        50.1   +22.0%
Компьютерные                      26.6                        36.2   +35.8%
Бортовые журналы                      25.8                        33.6   +30.2%
Здоровый образ жизни                      33.2                        32.2   -2.9%
B2B                      28.1                        25.7   -8.6%
Гастрономические                      24.8                        23.1   -6.7%
Молодежные                      19.0                        22.6   +18.9%
Электронная техника                      21.1                        21.3   +1.1%
Еженедельные газеты (Кач)                      22.5                        19.8   -12.1%
Туризм и путешествия                      20.8                        14.4   -30.8%
Кроссворды и развлекательные                         6.2                           6.3   +1.5%
Садоводство, цветоводство                         2.5                           3.4   +36.8%
Центральная пресса ВСЕГО:              3 421                3 783   +10.6%

Наиболее резкий прирост среди товарных категорий был в октябре в рекламе мобильных телефонов — сразу на 185% до 27 млн руб, бытовой химии — на 86% до 21 млн. руб. и финансовых и страховых услуг — на 77% до 257 млн. руб. С другой стороны, бюджеты на рекламу в прессе услуг сотовой связи сократились на 28%, до 20 млн руб. Традиционно одна из крупнейших для прессы категорий "Парфюмерия и косметика" в октябре продолжила снижение, сократив бюджеты на 7,4% (в сентябре падение по категории составляло 16%, а в июне — более 20%), до 361 млн руб., и опустилась с первого на четвертое место среди товарных сегментов. На первое место вышла реклама одежды, обуви и аксессуаров, прибавившая 32,1% до 455 млн руб.

Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в октябре 2010-2011 гг., млн. руб. с НДС
Товарная категория 2010 2011 Динамика, %
Одежда, обувь, аксессуары                        345                          455   +32.1%
Автомобили и аксессуары                        356                          418   +17.4%
Медицина, лекарства, БАДы                        387                          408   +5.5%
Парфюмерия и косметика                        389                          361   -7.4%
Финансовые и страховые услуги                        145                          257   +77.1%
Часы и ювелирные изделия                        110                          130   +18.1%
СМИ и спецмероприятия                        100                          129   +28.9%
Алкогольные напитки и пиво                        168                          128   -24.0%
Мебель и предметы интерьера                        102                          110   +8.0%
Продукты питания и напитки                          99                          100   0.0%
Компьютеры и оргтехника, софт                          67                            87   +30.7%
Недвижимость                          73                            81   +10.5%
Бытовая техника                          56                            67   +19.2%
Строительные товары и услуги                          74                            62   -16.8%
Табачные изделия                          53                            61   +15.4%
Детские товары                          46                            54   +18.1%
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника                          45                            47   +4.0%
Туризм и отдых                          48                            41   -13.5%
Мобильные телефоны                          10                            27   +185.0%
Торговые организации                          41                            25   -38.5%
Бытовая химия                          12                            21   +85.8%
Услуги сотовой связи                          28                            20   -27.6%
Спортивные товары                            9                            17   +81.3%
Социальная реклама                            3                              3   +13.8%
Политическая реклама                            0                              1   +289.0%
Другое                       209                         245   +17.3%
Classified                       448                         429   -4.3%
Центральная пресса ВСЕГО:              3 421                3 783   +10.6%

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок рекламы в прессе за три квартала 2011 года достиг 28-28,2 млрд руб. за вычетом НДС, увеличившись на 7%. По итогам всего года прирост может составить около 11%, до 42,18 млрд руб., а в 2012 году рынок, возможно, прибавит еще 10%, до 46,398 млрд руб., прогнозировала в октябре ZenithOptimedia. В четвертом квартале 2011 года динамика рынка останется положительной, но может замедлиться в связи с ожиданием участниками рынка кризисных тенденций, которые, впрочем, пока не проявляются в экономических показателях, считает господин Филенков.

На прессу по итогам января—сентября приходилось 15,6-15,7% всего рекламного рынка в России, который в целом увеличился за этот период на 25%, до 179-180 млрд руб., сообщала АКАР. Кроме прессы помесячную динамику можно отследить еще в телерекламе. По оценке компании "Квенди Русмедиааудит", основанной на данных TNS, 40 крупнейших рекламодателей на телевидении в октябре сократили свои бюджеты на 1%, тогда как еще в августе и сентябре прирост составлял 33% и 30% соответственно.

Оставить отзыв



Имя:
E-mail:
Отзыв:
Введите код: 

премодерация включена.
поля Имя и Отзыв обязательны.
Ограничение на размер сообщения: 4000 знаков.
Если выскакивает ошибка "неверный код", попробуйте обновить эту страницу

© АО ИД <Комсомольская правда>, 2008

Запрещается перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций без согласия правообладателя,
а иное использование — без ссылки на правообладателя.

Редактор сайта Фалеева Валентина